
Для того чтобы нам более четко определить сущность Горакшанатха, мы обратимся к классическому тексту, одному из фундаментальных текстов Hатха сампради— Сиддха-сиддхантха-паддхати.
И в этом писании говорится: «Нет отдельного существования Брахмы, Вишну , Рудры и других Божеств. Нет и никакого существования земли, воды, огня, воздуха или пространства. Времени и направления пространства не существует. Веды, Яджни, Солнце и Луна, космические законы и мировые циклы – все это отсутствует. О, Ты (Горакшанатх), открывший себя как чистое и совершенное Бытие-Сознание-Блаженство! Только твоя истинная Сущность одна сияет как единственная самосветящаяся Абсолютная Реальность!»
То есть Горакшанатх и есть сам Господь Шива понимаемый как Абсолют, как чистое Сознание, как Брахман, Бытие, Сознание, Блаженство и Он является бытийственной основой и источником всех Дэват, всех планет, всех живых существ, всей Вселенной.
Теперь надо сказать о цели явления Горакшанатха.
Итак, Господь Шива — чистое Бытие, Сознание, блаженство явился на Землю как Махайоги Горакшанатх. И в другом тексте нашей сампрадаи Шри Горакша Рахасьям говорится: Господь Шива сказал: «Я –Горакшанатх. Он — мое воплощение. Я принял его форму, чтобы распространять йогамаргу (путь йоги)».
Итак, цель явления Горакшанатха – это распространение пути йоги. Именно от Горакшанатха исходят различные методы йоги, которые затем передавались как в самой Натха- сампрадае, так и в других школах, практиковавших йогу. И не только внутри индуизма, но и за его пределами, как в буддийской ваджраяне или в исламском суфизме, или в джайнской традиции.
Итак, в облике Горакшанатха сам Господь Шива Адинатх учит всех живых существ йоге.
И мы снова подчеркнем ту идею, что сам Господь Шива Адинатх есть высший учитель натхов, он всегда рассматривается как первый великий Гуру натхов и он же есть Джьоти-сварупа, то есть форма трансцендентного света. Господь Шива как Адинатх всегда за пределами форм и Он может быть рассмотрен как пустота, если мы в нашем философском рассуждении будем следовать логике махаяны или как бесконечный свет сознания пракаша, если мы будем следовать логике кашмирского шиваизма.
То есть разные философские школы могут нам описывать разные аспекты Господа Шивы. Учение разных школ – это не собрание разных рассуждений, а это разные способы понимания единой реальности. Это постижение различных аспектов единой реальности.