ГОРАКШАНАТХ

Для того чтобы нам более четко определить сущность Горакшанатха, мы обратимся к классическому тексту, одному из фундаментальных текстов Hатха сампради— Сиддха-сиддхантха-паддхати.

И в этом писании говорится: «Нет отдельного существования Брахмы, Вишну , Рудры и других Божеств. Нет и никакого существования земли, воды, огня, воздуха или пространства. Времени и направления пространства не существует. Веды, Яджни, Солнце и Луна, космические законы и мировые циклы – все это отсутствует. О, Ты (Горакшанатх), открывший себя как чистое и совершенное Бытие-Сознание-Блаженство! Только твоя истинная Сущность одна сияет как единственная самосветящаяся Абсолютная Реальность!»

То есть Горакшанатх и есть сам Господь Шива понимаемый как Абсолют, как чистое Сознание, как Брахман, Бытие, Сознание, Блаженство и Он является бытийственной основой и источником всех Дэват, всех планет, всех живых существ, всей Вселенной.

ЦЕЛЬ ЯВЛЕНИЯ ГОРАКШАНАТХА

Итак, Господь Шива — чистое Бытие, Сознание, блаженство явился на Землю как Махайоги Горакшанатх. И в другом тексте нашей сампрадаи Шри Горакша Рахасьям говорится: Господь Шива сказал: «Я –Горакшанатх. Он — мое воплощение. Я принял его форму, чтобы распространять йогамаргу (путь йоги)».

Итак, цель явления Горакшанатха – это распространение пути йоги. Именно от Горакшанатха исходят различные методы йоги, которые затем передавались как в самой Натха- сампрадае, так и в других школах, практиковавших йогу. И не только внутри индуизма, но и за его пределами, как в буддийской ваджраяне или в исламском суфизме, или в джайнской традиции.

Итак, в облике Горакшанатха сам Господь Шива Адинатх учит всех живых существ йоге.

И мы снова подчеркнем ту идею, что сам Господь Шива Адинатх есть высший учитель натхов, он всегда рассматривается как первый великий Гуру натхов и он же есть Джьоти-сварупа, то есть форма трансцендентного света. Господь Шива как Адинатх всегда за пределами форм и Он может быть рассмотрен как пустота, если мы в нашем философском рассуждении будем следовать логике махаяны или как бесконечный свет сознания пракаша, если мы будем следовать логике кашмирского шиваизма.

То есть разные философские школы могут нам описывать разные аспекты Господа Шивы. Учение разных школ – это не собрание разных рассуждений, а это разные способы понимания единой реальности. Это постижение различных аспектов единой реальности.

НАСТАВЛЕНИЯ ГОРАКШАНАТХА

Есть такое сочинение, которое называется «Просветление Горакшанатха». Это беседа Матсьендранатха и Горакшанатха, когда Горакшанатх был учеником Матсьендранатха. Вот Горакшанатх спрашивает :
«О, Гуруджи! что должен видеть ученик, о чем размышлять, что считать сущностью ; чем он должен очищать ум и посредством чего он может спастись?»

Матсьендранатх ответил:
«О, Авадхута! Он должен видеть себя, размышлять о Беспредельном, реальность считать сущностью, он должен очищать ум словом Учителя , и может спастись с помощью Божественного знания(Брахма-джняна).» То есть здесь Матсьендранатх в таком кратком сжатом виде показал нам путь натха йоги.

 

ГУРУ-БХАКТИ ГОРАКШАНАТХА

Однажды Матсьендранатх куда-то шел с Горакшанатхом. Они пересекли маленькую реку, и Матсьендранатх, сев под деревом, сказал: «Принеси мне воды». Горакшанатх был подобен солдату: его Гуру попросил воды, и он захотел сразу же выполнить его просьбу. Он бегом побежал к реке, чтобы принести воду, однако, подойдя к реке, увидел, что вода в ней была очень грязной. Вернувшись к своему Учителю, Горакшанатх сказал: «Гуруджи, вода здесь грязная. Есть еще одна река недалеко отсюда. Я пойду туда и принесу тебе воду оттуда».

Матсьендранатх возразил: «Нет, нет. Принеси мне воду из этой реки». Горкашанатх ответил: «Но там же вода грязная». Но Гуру настаивал: «Я хочу воды именно из этой реки и из этого места. Я очень хочу пить». Горакшанатх снова побежал к реке, но вода там по-прежнему была очень грязной. Он не знал, что делать, вернулся и снова подошел к Гуру.

Матсьендранатх был непреклонен: «Я хочу пить. Принеси мне воду». Горакшанатх был растерян, он вновь побежал к реке, думая о том, что ему в этой ситуации делать. Вернувшись к Учителю, он сказал: «Вода здесь грязная. Дай мне немного времени. Я принесу чистую воду из другой реки. Но Гуру повторил: «Нет, я хочу воды из этой реки».

Смущенный Горакшанатх вернулся к реке, сел на берегу и вдруг заметил, что вода в реке стала намного чище. Горакшанатх подождал немного. Через некоторое время вода была абсолютно чистой. Горакшанатх с радостью принес воду и вручил ее Гуру. Однако, Матсьендранатх отставил ее в сторону, сказав, что не очень хотел пить.

Этим уроком Учитель передал ученику определенное послание. Горакшанатх был человеком, который исполнил бы волю Гуру в любых обстоятельствах. Все, что ему предписывал Учитель, он выполнял с великой верой и преданностью. Он всегда был готов сделать даже больше, чем ему было предписано. Если бы Гуру попросил его прочитать мантру десять раз, он бы прочитал ее десять тысяч раз. Это была его великая добродетель, и теперь пришло время для, чтобы открыть новое измерение в духовной работе

Матсьендранатх объяснил ему: «Ты много трудился, ты хорошо выполнил свою работу, а теперь пришло время, когда тебе надо просто подождать, и твой ум станет спокойным и чистым».